КАК МЕНЯЕТСЯ СТРАТЕГИЯ ЕВРОСОЮЗА В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИЙ?
 
 В стратегическом плане Horizon Europe, опубликованном Еврокомиссией, определены 4 ключевые цели инвестиций в исследования и инновации в период 2021-2025:
- достижение политических целей ЕС, в частности, «открытой стратегической автономии» (новый термин от Еврокомиссии)  и лидерства в мире по разработке новых технологий;
- восстановление экосистем и биоразнообразия Европы; 
- превращение Европы в первую климатически нейтральную экономику; 
- развитие устойчивого, открытого и демократического общества.
В Брюсселе продолжаются дискуссии по вопросу о том, должен ли ЕС действовать в одиночку в области ключевых новых технологий и блокировать сотрудничество с внешним миром.
В частности, обсуждается право организаций из ассоциированных с рамочными программами стран на участие в конкурсах и проектах Horizon Europe в различных тематических областях. Напомним, что в предыдущих рамочных программах ассоциированные страны имели равные права со странами-членами ЕС, и новая постановка вопроса вызывает неоднозначную реакцию со стороны научного сообщества.
 
II-1 ЕС переосмысливает подходы к международному сотрудничеству в области исследований и инноваций после COVID-19
Последняя стратегия ЕС по международному сотрудничеству в области исследований была опубликована в 2012 году. 
С тех пор в мире произошли серьезные изменения, и  Еврокомиссия готовит новую стратегию по вопросам глобального сотрудничества в области исследований, которая будет представлена широкой общественности в конце апреля.
Некоторые пункты документа:
1. Сотрудничество в интересах новых стратегических целей ЕС: Евросоюз адаптирует сотрудничество со странами и регионами в соответствии с этими целями, отдавая приоритет странам более широкого европейского соседства, Африке и промышленно развитым и развивающимся странам-единомышленникам. 
2. Баланс открытости и стремления  ЕС к стратегической автономии, что  может означать пересмотр и ограничение сотрудничества с некоторыми иностранными игроками.
3. Глобальный диалог для согласования справедливых и открытых принципов сотрудничества в области исследований с относительно закрытыми странами, такими, как Китай.
4. Более активное участие стран-членов ЕС в определении европейской глобальной стратегии.
    В документе выражается надежда на возрождение и расширение многосторонних форм научного сотрудничества с США. С оптимизмом оцениваются дух глобального сотрудничества во время пандемии и многочисленные международные научные партнерства, созданные для реагирования на пандемию.
   Для решения глобальных проблем ЕС предлагает  учредить глобальный климатический форум, усилить международное участие в арктических исследованиях, поощрять международное участие в исследовательских миссиях ЕС в области рака, умных и климатически нейтральных городов в рамках программы Horizon Europe; развивать революционные технологии, такие как искусственный интеллект и квантовые вычисления на основе этических принципов. 
    Помимо стран-единомышленников, в документе упоминается группа «других стран», в которую включена Россия. В связи с Россией отмечается проект Cremlin программы «Горизонт 2020», направленный на развитие сотрудничества России и ЕС  в области исследовательских инфраструктур.
    ЕС готов ограничить  сотрудничество со странами, которые не обеспечивали адекватную защиту прав на интеллектуальную собственность, созданную в совместных проектах в рамках исследовательских и образовательных программ ЕС (по-видимому, имеется в виду Китай).
    В областях исследований, которые касаются технологического лидерства или безопасности Европы (например, квантовые и космические исследования), ЕС планирует ограничить сотрудничество даже с ассоциированными странами, в частности, с ближайшими соседями -Великобританией, Израилем и Швейцарией.
    Все эти заявления контрастируют с попыткой Еврокомиссии привлечь в программу Horizon Europe Канаду и Японию в качестве новых ассоциированных стран. 
    Границы сотрудничества со странами, не входящими в ЕС, и то, как их проводит Комиссия, уже вызывают споры. Ученые опасаются, что эти запреты создадут плохой прецедент, который может быть использован при обосновании новых барьеров для сотрудничества европейских исследователей  с учеными из соседних стран.
 

МИСиС

2024  НКТ «Исследовательские инфраструктуры»      Админ